vrus написал(а):Дайте хоть цитату или просто соображение, на основе чего складывается такое впечатление. Вы не первый у кого оно такое, но реально не понимаю откуда это следует
Впечатление о том, что автор текста обвиняет Кастанеду в мошенничестве, возникает прежде всего из-за того, что в нём многократно упоминаются как реальные, так и предполагаемые доказательства «мистификации» или «обмана». Ниже основные моменты, которые формируют такое ощущение:
Приведение обвинений со стороны научного сообщества и очевидцев
Автор подробно описывает, как Кастанеда утратил доверие академической среды (несоответствие описаний реальным традициям, отсутствие доказательств существования “магической группы” и т. д.). Кроме того, приводятся свидетельства бывших жён или соратниц о «сектантских» практиках и сомнительном окружении в последние годы жизни.
Сомнения в подлинности описанной традиции
В тексте подчёркивается, что вся «шаманская традиция» якобы существует только в книгах Кастанеды, а с исторической и этнографической точки зрения нет подтверждений столь разветвлённой системы у индейцев яки. Это напоминает классические упрёки в «выдумке под видом науки», что можно трактовать как мошенничество.
Отрицательный контраст с «настоящими» духовными движениями
Автор указывает, что Кастанеду перестали считать «чистым» религиозным или философским учителем: его поздняя активность напоминала «плохой спектакль», а финал (смерть от рака печени, исчезновение соратниц) никак не соотносится с «возвышенным» исходом, описанным у группы дона Хуана. Подобное несоответствие обещанного и действительного тоже наводит на мысль о сознательном обмане.
Термины «мистификатор» и «мошенник» озвучены напрямую
Автор явно проговаривает, что официальное мнение — «Кастанеда = мистификатор», и показывает, что многие люди (журналисты, бывшие ученики, представители научного сообщества) склонны воспринимать его именно так. Тот факт, что текст в целом взвешенный, не отменяет того, что в нём сквозит общий скепсис и перечисляются претензии к Кастанеде, которые обычно и сводятся к обвинению в обмане.
Таким образом, даже при попытке посмотреть на Кастанеду шире — как на автора, религиозного мыслителя или философа — текст постоянно возвращается к тезису о возможной «мистификации». Это и создаёт впечатление, что автор (или, по крайней мере, значительная часть его аргументов) приводит читателя к выводу о мошенничестве Кастанеды.